Голосеевская пустынь

Как живописна южная окраина Киева! Какие удивительные, бесподобные  жемчужины природы и архитектуры расположены в этой части города! Музей Пирогово, с его аккуратными деревянными домиками, прекрасная обитель Феофания, с его чудной благостной атмосферой, загадочное Китаево…

Но, бесспорно, красота этой местности была бы неполной без Голосеевской пустыни. Вот уж воистину удивительный, необычайно красивый монастырь, с интересной и сложной судьбой, прославленный деяниями многих святых подвижников. 

Вот перед Вами густой, дремучий лес, с вековыми дубами, серебристыми тополями, кленами. Овраги здесь тесно соседствуют с узенькими тропинками, которые плавно сливаются в одну дорогу. Постепенно дорога выводит Вас на открытую местность, где и расположились строения Голосеевской пустыни. Кирпичные храмы цвета свежего пасхального кулича, с золотыми маковками,  на фоне гор и яров, да в окружении множества деревьев и цветов – невозможно взгляд оторвать! Добротная гостиница для паломников, монашеские корпуса – все утопает в зелени.

Увы, не всегда Голосеевская пустынь была похожа на земной рай… В советский период истории были разрушены все ее храмы и строения, за исключением дома Киевских митрополитов. Трое монахов-священнослужителей приняли здесь мученическую смерть за Христа.

Голосеевская пустынь

Сегодня в обновленной, возрожденной мужской обители немало людей. И немудрено, ведь о красоте монастыря, о его приятной атмосфере, равно как и о святых, прославивших обитель, наслышаны многие.

История Голосеевской пустыни в именах святых

Именно святые творили историю Голосеевской пустыни.

Вот имена основных подвижников, прославивших эту обитель.

  • Петр Могила. Своим основанием монастырь обязан этому великому человеку – Митрополиту Киевскому и Галицкому. Он был выдающимся церковным, политическим и культурным деятелем, который боролся за Православие в сложной исторической обстановке в Украине в первой половине XVII века. Его деятельность вела к возрождению из руин киевских храмов, развитию образования, книжного дела. В 1996 году Петр Могила был причислен к лику святых. А к основанию Голосеевской пустыни он причастен вот почему: Петр Могила приобрел небольшую часть этого леса вместе с поляной и построил здесь храм во имя великомученика Иоанна Сочавского – покровителя своего рода. Возле церкви были посажены сад и роща. Так было положено начало скиту Киево-Печерской Лавры, впоследствии названному Голосеевской пустынью.
  • Митрополит Филарет (Амфитеатров). В то время, когда он был Киевским первосвятителем, Голосеевская пустынь достигла особого расцвета. Выдающийся архиерей, богослов и аскет, принявший втайне схиму, он возродил скит в 1837-1857 годах. При святителе Филарете в Голосеево были построены: митрополичий дом с домовой церковью в честь преподобного Иоанна Многострадального Печерского, Свято-Покровский храм с приделами в честь великомученика Иоанна Сочавского и Трех Святителей – Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста, братский корпус, хозяйственные помещения и монастырская ограда. Церковь в честь святого Иоанна Сочавского была переименована в честь иконы Божией Матери, именуемой «Живоносный Источник», а сама пустынь стала именоваться Свято-Покровской – от имени главного храма обители.
Голосеевская пустынь 
  • Преподобный Алексий Голосеевский (Шепелев). В Голосеево прожил более 20 лет, неся послушание духовника и ризничего практически до последнего дня. В пустыни наступил расцвет его старческой деятельности. После исповеди у батюшки люди перерождались, становились радостными и умиротворенными, обретали смысл жизни. Среди духовных чад старца были Киевские митрополиты и наместники монастырей, монашествующие и миряне, дворяне и интеллигенты, студенты и крестьяне, – и для всех батюшка был родным отцом и утешителем. На могиле Преподобного Алексия во время революции, и во время войн, и гонений на Церковь, всегда горела лампада и свечи, и всегда были люди.
  • Матушка Алипия. Эта удивительная женщина несла один из труднейших монашеских подвигов – юродство Христа ради. Строгий пост, непрестанная молитва, предельно краткий сон, физический труд, постоянное молчание и углубление в себя – такой она запоминалась людям. Но более всего – своей безграничной верой в Бога и любовью к Нему, а также любовью к ближнему. Последние девять лет жизни подвижница провела в Голосеево. В 1970-е она поселилась на территории упраздненной обители, продолжая молитвы и подвиги преподобных отцов Голосеевских. Именно здесь в полной мере были явлены людям великие духовные дарования блаженной, которыми ее удостоил Господь: прозорливость, предвидение, исцеления и утешение страждущих, а более всего – дар любви. Невозможно перечислить все случаи благодатной помощи старицы людям как при жизни, так и после ее кончины. Жизнь матушки Алипии - удивительный пример того, что воистину святые люди жили не только в давние времена, но и в наше непростое время, рядом с нами.