Святые мощи, их отличие от мумий и останков буддистских монахов

Мощи Печерских угодниковВо время экскурсии по Киево-Печерской Лавре посетители часто сравнивают святые мощи Печерских угодников с мумиями египетских фараонов или же с останками монахов буддистских монастырей.

В чём они схожи и в чем их основные отличия? Попробуем определить, основываясь на научных фактах.

Мумии

Мумия – сохранённое бальзамированием тело. Мумией называется тело (не только человека, но и любого другого живого существа), подвергнутое специальной химической обработке, в результате которой прекращается или замедляется процесс разложения тканей. 

Известны различные способы мумификации, но основные принципы схожи: удаление внутренностей, наполнение и обработка тела различными веществами и пр.

Сходство нетленных мощей святых и мумий фараонов, прежде всего, состоит в том, что и те, и другие являются неразложившимися останками человеческих тел. Многие из них насчитывают сотни, а то и тысячи лет. Но есть немало различий.

Мумии египетских фараонов

Запах

В отличие от мумий фараонов, мощи святых не имеют неприятного запаха.

Наличие внутренних органов

В отличие от мумий, у которых перед процедурой мумификацией обычно удаляют мозг, сердце, легкие, органы пищеварения, у мощей все внутренние органы на месте.

Процедура мумификации

Для мумификации фараонов использовались химические вещества растительного или животного происхождения (бальзамирование). Следов бальзамирования у останков святых не обнаружено. 

Климатические условия

Многие тела усопших святых находились или находятся в неблагоприятном климате. Мумии же обычно хранятся в сухом климате, а зачастую также охлаждаются специально установленной системой кондиционеров. В сухих условиях мертвые тела истлевают примерно за 500 лет, а во влажных – за 200. Поэтому тела Печерских монахов должны были истлеть уже несколько раз.

Мироточение

Тела некоторых святых мироточат. Мироточение – это явление, связанное с появлением маслянистой влаги (так называемое миро) на иконах и мощах святых. Явление представляет собой появление светлого маслянистого вида вещества, испускающего благоухание.

В 1988 г. ученые из лаборатории кафедры биохимии Киевского медицинского института Ю.В. Хмелевский, И.И. Бабрик и И.В. Концевич провели химический анализ мира, взятого из чаш с мироточивыми главами. Результаты анализа показали, что все образцы являются высоко насыщенными маслами, не имеющими примесей высших жирных кислот. Образцы хорошо растворялись в хлороформе и ацетоне и не растворялись в воде и метаноле, в них не был выявлен неорганический фосфат. Это свидетельствует об отсутствии процесса распада органических веществ в мире. В образцах обнаружили до 73 мг белка на 100 мг мира. Такой показатель свойственен только живому организму. 

Прочие исследования

Наряду с отсутствием процессов гниения у святых мощей был установлен факт сильного высыхания тканей. В отличие от египетских мумий, имеющих неприятный запах, благоухающие останки Печерских подвижников не содержали в себе никаких антисептиков. Их тысячелетнее сохранение было обусловлено не бальзамированием, а тем, что вода испарялась через мембраны клеток даже после полного прекращения обмена веществ. Ученые, в том числе академик П. Флоренский, после экспериментов, проведенных в Печерской Лавре, не нашли ответа, почему мощи святых не имеют запаха тления, не разлагаются, а высохший труп обычного человека – наоборот.

Также, студенты Киевского медуниверситета проводили в Лавре гигиенические и микробиологические исследования. Они брали пробы воздуха в пещере и в саркофагах, где находятся мощи. Так вот, в саркофагах количество микробов было в 6-7 раз меньше, чем в пещерах, а болезнетворных бактерий и вовсе не было. Стоит отметить, что саркофаги негерметичны, и по логике пробы воздуха пещер и саркофага не должны отличаться. 

Останки буддистского монахаНетленные останки буддистских монахов

В некоторых буддистских монастырях находятся нетленных останки монахов. Они также со всеми внутренними органами, не забальзамированные после смерти. Им тоже сотни лет. Чем они отличаются от мощей Печерских святых?

У буддистов процесс мумификации начинается еще при жизни человека и длится примерно 9 лет. Первой ступенью такой мумификации была очень строгая диета – корешки, семена, иногда ягоды. Параллельно монах выполнял тяжелую физическую работу в виде различных упражнений. Первая ступень длилась 1000 дней. 

Вторая ступень также длилась 1000 дней. Питание и работа оставались такими же, но монаху давали чай из лакового дерева, сок которого ядовит и содержал дубильные вещества. 

После 2000 дней голода, тяжелой работы и постоянного хронического отравления монах достигал крайней степени истощения. Потом начинался последний этап. Монах запирался в комнате, где было отверстие для вентиляции и колокольчик. Раз в день монах звонил, давая понять, что он еще жив. Если же звон колокольчика не раздавался, комнату замуровывали наглухо на 1000 дней. По истечению этого срока комнату открывали и видели либо истлевшее тело, либо мумию. В случае успеха монаха признавали Буддой и относились к нему с почтением. Тело монаха помещалось и хранилось в храме. Но даже в условиях провала он оставался в памяти близких и пользовался огромным уважением. 

Нетленные останки буддистских монахов нередко пытаются сравнить с христианскими святыми. Однако, при некоторых сходствах, между ними есть ряд существенных различий.

Особенности питания

Не смотря на то, что Печерские святые, как и буддистские монахи, при жизни нередко постились и не придавались излишествам в питании, они никогда не употребляли в пищу продуктов, чье содержание способствовало бы бальзамированию.

Стремления

Буддистские монахи сознательно и целеустремленно предпринимали действия, приводившие к посмертной мумификации их останков. Печерские святые никогда даже не помышляли о подобном, считая себя недостойными почитания. По своему смирению они, наоборот, не хотели, чтобы Бог сохранил их тела. К примеру, из Киево-Печерского Патерика нам известно, что Преподобный Антоний, зная, что после смерти его будут почитать как святого, завещал братии никогда не искать его тело после смерти.

В христианстве нетленными сохранялись не только тела святых монахов, но и св. мучеников и исповедников. Жизнь христианских святых была очень разной, но у всех без исключения была общая черта – ни о каком сохранении своего тела никто из святых не помышлял.

Мощи Печерских угодников

Мироточение

Тела буддистских монахов не мироточат, в отличие от мощей Печерских угодников.

На данный момент факт нетленности мощей остается научно необоснованным. Для верующих нетление святых мощей – это непрекращающееся чудо. Однократное чудо обычно мгновенно и потому убедительно только для очевидцев, а это чудо постоянное, свидетельствующее о том, что в нетленном теле постоянно пребывает сила Божия.

По материалам Протоиерея Александр Проченко, магистра богословия