Кирилловская церковь
В этой церкви не встретишь толпы туристов с фотоаппаратами, да и киевляне нечасто приходят сюда. Между тем, немноголюдность и некоторая отрешенность от всего суетного придают ей особую привлекательность. Внизу, у склона – шум от многочисленных авто, а на самой горе, где гордо возвышается этот величавый храм – спокойно и уютно. Так и хочется поскорее преодолеть ступеньки, ведущие к вершине горы, и оказаться здесь, наверху – в Кирилловской церкви, чтобы стать выше не только телом, но и душой. Воспарить к самому небу, чтобы проникнуться частичкой Духа святого, озаряющего тебя здесь, словно врубелевских апостолов…
Кирилловская церковь была возведена в исторической местности Дорогожичи – самой окраинной части древнего Киева. Здесь сходились главные, стратегически важные дороги, ведущие в город. Тот, кто владел Дорогожичами, мог контролировать все внешние связи стольного града. Возможно, это одна из причин, объясняющих название местности: «Дорогожичи» – «дороги жизни», жизненно важное для города место. Именно оно не раз становилось полем битвы за право владеть Киевом.
Строительство церкви во имя святого Кирилла велось в начале 12 века. Возводился храм по приказу Всеволода Ольговича – князя черниговского, одержавшего победу и право на киевский стол на месте будущего строительства церкви. Впоследствии Кирилловская церковь стала семейной усыпальницей Ольговичей и главным храмом Кирилловского монастыря.
Как и многие древнерусские храмы, Кирилловский собор изначально был однокупольным. Стены были покрыты фресками, дошедшими до наших времен. Возможно, благодаря удаленности от центра древнего Киева, он мало пострадал от нашествия орды Батыя, хотя был разграблен и частично поврежден.
Боковые купола Кирилловской церкви достраивались в 17 веке; затем, спустя почти столетие, киевским зодчим Григоровичем-Барским была произведена существенная реконструкция. Под его надзором также были построены другие монастырские сооружения, не дошедшие до наших дней.
В конце 17 века Кирилловский монастырь на короткий период становится вторым в Киеве по могущественности и влиятельности, после Киево-Печерской Лавры. Однако менее чем через сто лет он был упразднен и превращен в госпиталь, впоследствии в дом для умалишенных, а в начале 19 века – в приют для сирот войны 1812 года. В середине века здесь была открыта небольшая фельдшерская школа, чуть позже преобразованная в первое в Киеве медицинское учебное заведение.
Во второй половине позапрошлого века в Кирилловской церкви активно работают живописцы. Они расчищают штукатурку над древними фресками 12 века и частично поновляют их. Руководит живописцами профессор А. Прахов; вместе с ним работают преподаватели и ученики школы живописи им. Мурашко, а также талантливейший художник своей эпохи М. Врубель.
По окончанию реставрационных работ Кирилловская церковь была вновь освящена.
С 1929 года территория Кирилловского монастыря была объявлена заповедником, что не помешало немногим погодя разобрать его колокольню и большую часть ограды с башенками для хозяйственных нужд.
Сегодня Кирилловская церковь является музеем – частью заповедника София Киевская. Ввиду некоторой удаленности от центральной части города ее нельзя назвать посещаемым туристическим объектом. Тем не менее, Кирилловская церковь представляет огромный интерес для любителей древней архитектуры, а в особенности – для поклонников церковной живописи.
Живопись Кирилловской церкви
Живопись на стенах Кирилловской церкви во многом интересна тем, что относится к абсолютно разным эпохам. Здесь мы увидим частично сохранившиеся фрески 12 столетия, работы кистей художников 17-19 веков.
В числе первых – сцены из жития святых Кирилла и Афанасия Александрийских, изображение Страшного суда, орнаментные узоры и пр. Всего в храме насчитывается около 800 м² монументальной настенной живописи 12 века.
Древние росписи периодически обновлялись и дополнялись. До наших дней сохранился портрет игумена Иннокентия Монастырского на пилоне южного нефа, который является ценнейшим образцом украинской портретной живописи 17 века.
Особого внимания заслуживают масляные фрески живописцев группы А. Прахова, творившие в Кирилловской церкви в 80-е годы 19 века. Это были ученики и преподаватели киевской школы живописи им. М.И. Мурашко, впоследствии прославившиеся как талантливые художники: М. Пимоненко, И. Селезнев, И. Ижакевич, Х. Платонов и др.
Большое участие в росписях храма принимает М. Врубель. Он пишет ряд монументальных композиций на месте утерянных древних фресок. Это «Сошествие Святого духа», головы пророков Моисея и Соломона, композиция «Надгробный плач» и другие.
Также Врубель создает совершенно новые творения в храме, в частности, иконы «Афанасий», «Кирилл», «Богоматерь», «Иисус». Это шедевры мраморного иконостаса храма, выполненные на высоком художественном уровне. Они глубоко реалистичны, в них ощутима тончайшая психология образов. Наиболее значимым здесь является изображение Богородицы. Ярко контрастирующая со всеми известными каноническими изображениями Божьей Матери, Мадонна Врубеля необычайно реалистична, трогательна; она никого не оставляет равнодушным.
Кисти великого Врубеля принадлежат великолепнейшие живописные работы. Одна из наиболее ярких фресок – «Сошествие Святого духа», созерцанием которой можно насладиться, поднявшись на хоры Кирилловской церкви. До сих пор существует множество версий и легенд относительно людей, которых, возможно, изобразил Врубель в ипостаси апостолов.
Живопись Кирилловской церкви, благодаря своей уникальности, является ценным кладом в сокровищнице мирового искусства, равно как и сама церковь. В этом храме стоит побывать хотя бы единожды, чтобы ощутить ни с чем не сравнимую ауру одного из древнейших сооружений Киева, украшенного великолепными живописными творениями, и чтобы непременно возникло желание прийти сюда вновь.
Фото Кирилловской церкви в Киеве
Фото 1
Фото 2
Фото 3
Фото 4