Памятник Богдану Хмельницкому в Киеве
Киевский «медный всадник» Богдан Хмельницкий – один из старейших памятников Киева, произведение искусства дореволюционной эпохи, и, бесспорно, важный и запоминающийся символ нашей столицы. Установленный в 1888 году по проекту скульптора М. Микешина, на постаменте в виде степного кургана авторства архитектора В. Николаева, памятник Богдану Хмельницкому, несомненно, самый гармоничный в числе конных скульптур Киева.
Посмотрите, насколько динамичен этот памятник: мужественный полководец резко укрощает коня, властно взмахивает булавой, а медное лицо всадника отчетливо передает решительный и волевой характер гетмана Богдана Хмельницкого. Скульптура выглядит гармонично в любом ракурсе, с любой точки Софийской площади, имеет выразительные черты и наделена необычайной экспрессивностью.
Этот памятник воспринимается киевлянами как привычный и неотъемлемый атрибут Софийской площади, а гостями города – как легко узнаваемый его символ. Наверняка у каждого туриста есть фото, сделанное на фоне нашего «медного всадника» во время экскурсии по Киеву.
А знаете ли Вы о необычных, порой курьезных фактах, связанных с памятником Богдану Хмельницкому?
- По первоначальному замыслу автора, памятник должен был дополняться другими деталями и скульптурами. Это сделало бы его довольно резким и весьма неполиткорректным. Фигуры предполагаемых «друзей» и «врагов» гетмана не стали дополнением скульптуры, поскольку для их создания не хватило средств. Один из вариантов раннего проекта памятника можно увидеть в Санкт-Петербургском музее городской скульптуры.
- Отлитая из меди конная статуя была доставлена из Петербурга в Киев. Но до установки ее хранили во дворе присутственных мест полицейской части Старого Киева. В этой связи киевляне в свое время шутили: «Не успел Богдан въехать в город, как его тут же арестовали».
- Перед установкой памятника встала важная проблема: хвост коня Хмельницкого не должен был быть направленным ни на Софию, ни на Михайловский собор, ни на Присутственные места. Поэтому левой рукой Богдан сдерживает взмыленного коня, а правой, сжимающей гетманскую булаву, указывает на север.
- Городскими властями рассматривался вариант установления памятника на Бессарабской площади. Однако, поскольку в те времена это была окраина Киева, это место сочли неподходящим для такого памятника, и от идеи отказались. К тому же, в этом случае булавой гетман указывал бы на трактир, что и вовсе было неподобающе.
- В 1950-х годах изгородь вокруг памятника была демонтирована, что нарушило целостность ансамбля памятника и площади. На рубеже ХХ и ХХІ веков изгородь была восстановлена в первоначальном виде.
- Однажды с гетманской шапки исчезло бронзовое перо. Ходила легенда, будто это была месть Хмельницкому от польских футбольных фанатов. Правда, реставраторы памятника объясняли загадочное исчезновение пера просто: точка стыка между пером и головным убором гетмана сильно окислилась. Поскольку памятник полый внутри, перо могло просто провалиться и остаться там.