Сквер Небесной Сотни. Мурал-изображение Сергея Нигояна
Сквер Небесной Сотни, расположенный в исторической части Киева, вблизи Михайловской площади – яркий пример того, насколько успешными могут быть слаженные действия киевлян и всех неравнодушных для положительного развития города.
Земельный участок, на котором был создан сквер, пребывал в частной собственности до 2014 года. Он планировался под застройку объектами гостиничного комплекса. В период Революции Достоинства активисты снесли забор, охранявший территорию участка. Позже волонтеры расчистили его, разбили сквер, высадили растения и создали детскую площадку. И, хотя после этого еще долго длились процессы касательно права собственности, сегодня законность передачи участка городу ни у кого не вызывает сомнений.
Инициаторами создания сквера были активисты Женя Кулеба и ее муж, проживающие в ближайшем доме. Вместе с соседями они высаживали декоративные катальпы, тюльпаны и прочие растения, а также оборудовали небольшой сад камней. К созданию общественного пространства также приложили руку родственники Героев Небесной Сотни. Летом 2015 года сквер был торжественно открыт.
Интересно, что детская площадка создавалась по результатам опроса местной детворы. Большинство юных голосов было отдано за сооружения домика, ступенек и машинки, с которыми сегодня с удовольствием играют малыши. Также, специально для детей был проведен мастер-класс по высадке растений.
Летом в сквере Героев Небесной Сотни проходят просмотры кинофильмов.
Изображение Сергея Нигояна
Безусловно, осматривая сквер, наибольшее внимание обращаешь на мурал-арт, или же настенную живопись. Это изображение Героя Небесной Сотни Сергея Нигояна. Для украинцев это довольно узнаваемый образ. Однако иностранцам, которые не так детально знакомы с событиями и персоналиями Революции Достоинства, нередко кажется, что перед ними лик Иисуса Христа. Что не удивительно, учитывая близость знаменитых Михайловского и Софийского соборов. В самом деле, определенная схожесть имеется. Вместе с тем, довольно любопытно, что в портрете Нигояна также прослеживаются общие черты с его автором.
Так, португальский художник Алешандре Фарту, приехавший в Киев по приглашению активистов для создания этой работы, не отрицает некоторого сходства. Тем не менее, по его словам, оно не было определяющим фактором для создания мурала. Просматривая материалы о Майдане и погибших героях, автор композиции прежде всего обратил внимание на взгляд Сергея Нигояна. Он назвал его «глазами всей Небесной Сотни» и успешно воссоздал в этом произведении.
Изображение Нигояна на оштукатуреной стене дома площадью около 100 м² создано методом выбивания, высверливания. К сожалению, обычно такие работы, как и прочие произведения стрит-арта, недолговечны из-за загрязнений окружающей среды, влаги и прочих негативных факторов. Но это в порядке вещей в концепции уличного искусства, поскольку его адепты не ставят целью увековечивание своей работы, а наоборот, таким образом подчеркивают ее актуальность, связь с современностью.
В 2016 году, в период проведения урбанистического конкурса The European Prize for Urban Public Space в Барселоне, Сквер Небесной Сотни одержал победу в одной из номинаций.
Наши гости увидят Сквер Небесной Сотни на автобусной или же на пешеходных экскурсиям по Киеву.
Художник Алешандре Фарту
Алешандре Фарту (Alexandre Farto), также известный под ником Vhils, родился 15 февраля 1987 года и вырос в Сейшале – индустриальном пригороде Лиссабона. С юных лет находился под влиянием интенсивного развития португальской столицы и урбанистических трансформаций города. Сначала изучал графику и анимацию 2D/3D в Лиссабоне, а с 2007 года получал художественное образование в Лондоне.
Всемирную славу Фарту принес лондонский фестиваль «Канс» 2008 года. Тогда фото одной из его работ оказалось на страницах «Нью Йорк Таймс», и этого было вполне достаточно для того, чтобы прославиться.
«Фирмовой» техникой Фарту можно назвать высверливание рисунка на штукатурке старых домов, дверей, заборов, а также заводов либо частей какой-либо заброшенной, ненужной инфраструктуры.
Для художника как выходца индустриального района эти объекты близки. Он хорошо знаком с проблематикой больших городов. Он знает, насколько депрессивными бывают урбанистические сооружения, и он украшает их креативными работами. И это не всегда портреты известных людей, но и обычных горожан, судьба которых тем или иным образом связана с определенным объектом. Так, один из его проектов – это портреты жителей района в Лиссабоне, где были снесены жилые здания, в результате которых люди оказались на улице. Еще один социальный проект – изображение уволенной работницы закрытой хлопкопрядильной фабрики в Гонконге.
Киевская работа художника – изображение Сергея Нигояна – подчеркивает социальную ориентированность Фарту. Сначала ему были предложены другие варианты – исторические персоналии, однако Фарту отдал предпочтение новому герою, воплотившему в себя актуальные проблемы и события.