Киево Печерская Лавра
Словно сказка, кем-то великим и мудрым рассказанная, застыла над рекой. Издалека бегут волны Днепра и радостно плещутся, завидев ее...
Максим Горький
Свято-Успенская Киево Печерская Лавра – пещерный монастырь, основанный в середине XI века, который стал одним из центров распространения христианства в Киевской Руси и восточной Европе. Будучи монахами монастыря, киевские зодчие, вкладывая в его строительство свое представление о прекрасном, создали всемирно известный архитектурный комплекс.
На сегодняшний день он состоит из трех различных групп: Верхняя Лавра, сооружения на Ближних и на Дальних пещерах.
Здесь, на благословенных киевских холмах, соседствуют Киево-Печерский историко-культурный заповедник и Свято-Успенский Печерский монастырь, который был возрожден в 1988 году после длительного периода «воинствующего атеизма».
С XII века монастырь носит «Лавра» – звание главного, большого мужского монастыря. В XVIII веке Киево Печерская Лавра – один из богатейших монастырей Российской империи. Архитектурный ансамбль, сложившийся к этому времени, дошел до наших дней.
Любуясь сооружениями Киево-Печерской Лавры, необходимо помнить о том, что среди них есть несколько, построенных во времена Киевской Руси, в том числе и храм Спаса на Берестове, где похоронены дочери князя Владимира Мономаха Евфимия и Евпраксия, а в 1157 году был погребен основатель Москвы князь Юрий Долгорукий.
Название монастыря «Печерский» происходит от пещер, где первоначально жили монахи, и о которых упоминает повесть временных лет. Спустя некоторое время здесь появляются наземные сооружения, а пещеры, согласно древней христианской традиции, стали местом захоронения усопших обитателей монастыря.
С 70-х годов XI века в Киево Печерской Лавре велось интенсивное строительство каменных сооружений. В 1073-1089 был построен и расписан Успенский собор, в начале XII века – Троицкая и Трапезная (старая) церкви, а в конце XII века монастырская территория была обнесена каменными крепостными стенами.
Возведение и украшение этих храмов имело огромное значение в развитии древнерусского зодчества. Вырабатывались новые черты культовых зданий, совершенствовалось мастерство зодчих, быстро развивались живопись и прикладное искусство, постепенно складывались основные направления местных художественных школ. В Лавре жили и работали известные летописцы, ученые, врачи, зодчие и живописцы – Иаков, Никон, Иоанн, Агапит, Домиан, Арменин, Алипий, Григорий. Здесь около 1113 года летописцем Нестором был составлен выдающийся памятник древнерусской литературы – «Повесть временных лет» – основной источник наших знаний по истории Киевской Руси.
1240 году монастырь был разграблен степными кочевниками; во второй половине XIV века он попал под власть Княжества Литовского, а затем Польши. В условиях обострения классовых и религиозных противоречий в Лавре в 1615 году была основана типография, вокруг которой группировались видные общественные деятели – литераторы, ученые и художники-граверы – Елисей Плетенецкий, Захария Копыстенский, Иов Борецкий, Петр Могила, Афанасий Кальнафойский и др.
В 1926 году монастырь был закрыт.
В 30-40 годы 20 века его архитектурный комплекс сильно пострадал. Он лишился своего главного храма – Успенского собора, взорванного в 1941 году.
В 1988 году монастырь был переосвящен и сейчас является одним из православных центров Украины, с духовной семинарией, академией, резиденцией патриарха, а также комплексом, состоящим из более 100 сооружений. Это возрожденный Успенский собор, Троицкая надвратная церковь, Всехсвятская церковь, кельи соборных старцев, Никольская церковь, большая колокольня, фортификационные сооружения и др.
Особый интерес для паломников и туристов представляют пещеры Киево-Печерской Лавры, именуемые Ближними и Дальними, разделенные между собой оврагом и хребтом горы. В них почивают нетленные мощи святых угодников, которые, по утверждению людей верующих, обладают силой исцеления. Пещеры вырыты на глубине от 5 до 15 метров, в них есть подземные храмы, погребальные ниши, кельи монахов-затворников.
На территории Киево Печерского историко-культурного заповедника работают музеи и выставки, среди которых – музей книги и книгопечатания, украинского народного декоративного искусства, музей исторических драгоценностей. Последний особо посещаем благодаря знаменитой Скифской пекторали
Большой популярностью пользуется выставка микроминиатюр. Ее автор, Н.С. Сядристый, работая им же созданными инструментами, создал экспонаты, рассмотреть которые можно только в микроскоп. Среди них – самый маленький в мире работающий электромотор, стрекоза, в глазах которой – часы, портрет на половинке макового зерна, подкованная золотыми подковами блоха и др.
Архитектурный ансамбль Киево-Печерской Лавры имеет уникальную архитектурную и художественную ценность. Все строения размещены на необычной по красоте местности, по принципу контраста высоких и низких объемов. Стройные колокольни прекрасно сочетаются с характерными силуэтами храмов и невысокими, сияющими белизной стен кельями, другими сооружениями, которые словно прячутся в густой зелени.
Все это придает архитектурному комплексу удивительную живописность и оригинальность. По решению ЮНЕСКО Киево Печерская Лавра внесена в Список памятников всемирного наследия.
Скифская пектораль
Самая известная находка ХХ века – знаменитая скифская пектораль хранится в музее исторических драгоценностей на территории Киево-Печерской Лавры.
Безусловно, это величайшая, но далеко не единственная удивительная вещь в числе экспонатов, формирующих богатейшую коллекцию золота стран СНГ.
Во время экскурсии по Киево-Печерской Лавре предлагаем посетить музей исторических драгоценностей, чтобы воочию увидеть этот уникальный экспонат.
Выставка микроминиатюр Н.С. Сядристого
Выставка микроминиатюр в Киево-Печерской Лавре – это удивительный мир уникальных и необычных вещей мельчайших в мире. Вот уже более 30 лет она не перестает восхищать посетителей со всего света.
Святые мощи, их отличие от мумий и нетленных останков буддистских монахов
Мощи святых, мумии египетских фараонов, нетленные останки буддистских монахов: являются ли они по сути одним и тем же или все-таки имеют разную природу?
Постараемся разобраться, в чем заключается их сходство и различия, основываясь на научных наблюдениях.